Психология криминала. Теория генетической "бомбы" №25
Опубликовано: Редактор
Вторник, 22.03.2011 12:52.
Рубрика: Закон і правапарадак
Некогда Вильям Шекспир сказал: «Господи, мы
знаем, кто мы есть, но не знаем, кем можем быть!». Какую информацию несут
эти слова потомкам? В контексте отношений человека к нормам права и морали —
довольно неожиданную.
Знаменитый психоаналитик Фрейд выделил в
структуре личности человека три основных компонента: «Ид» (оно) —
бессознательная часть личности, отвечающая за биологическую сущность человека,
природные инстинкты, генетическую память — информацию, заложенную в человека
миллионами лет эволюции; «Эго» (я) — сформированное под воздействием
внешней среды сознание; «Супер-Эго» (сверх я) — психологический
компонент, который отвечает за моральные установки, нормы поведения, регулирует
сознательную деятельность, решает возможность или невозможность удовлетворения
каких-либо потребностей.
«Супер-Эго» поддерживает баланс между
компонентами личности, поэтому степень его развития определяет, способен ли
конкретный индивидуум испачкать граффити стену здания, плюнуть в соседа по
парте, сбросить с балкона пластиковый пакет с водой на голову своему ближнему
или совершить другой, не менее дикий, поступок. Для человека с нормально
работающим «моральным регулятором» подобные действия кажутся
совершенно неприемлемыми, но только проблема в том, что эту «защиту от
дурака» можно отключать.
Если в силу каких-либо причин (чаще всего из-за
воздействия алкоголя) баланс сознательного и подсознательного нарушается,
способность самоконтроля поведения исчезает. Природные инстинкты прорываются
наружу, психика начинает следовать тем инструкциям, которые заложила в нее
природа, и человек становится похож на животное. Но не «мягкое и
пушистое», а опасное и малосимпатичное.
К примеру, в январе текущего года одна юная
особа, придя в гости и основательно выпив, перепутала шкаф для одежды с
туалетом, справила в нем естественные надобности. Но это всего лишь безобидный
курьез, обычно слепое следование «зову природы» имеет куда более
печальные последствия.
Вожак стаи обезьян не спрашивает разрешения
занять территорию у вожака соседнего племени, — он ее отвоевывает, проявляя
жестокость и агрессию. Если у тигра сработал инстинкт продолжения рода, он
реализовывает свое желание, совершенно не заботясь об этической стороне
процесса. Лев не обратится к гиене с вопросом: «Можно ли я возьму кусочек
мяса от пойманной Вами антилопы?» — он просто отберет добычу, пользуясь
преимуществом в силе.
Нет ли в этих примерах сходства с нанесением
телесных повреждений, преступлениями в сфере нравов, грабежом? И не в этом ли
сходстве кроется секрет нередких и внешне бессмысленных объяснений мотивов
совершенного преступления: «не знаю», «случайно
получилось», «не думал, что делал»…
Известно,
что первобытное человечество существовало вне морали и культуры. В нем выживал
тот, кто был сильнее — именно он получал больше пищи, женщин, территории.
Наследственную память мы не можем убрать из нашего подсознания, и желание
что-то добыть любым способом есть в каждом из нас, пусть и спрятанное под
«социальной оболочкой» из законов, моральных и религиозных норм.
Но управлять своими темными инстинктами человек
может. Именно поэтому он и называется «человек разумный»!
Материал подготовлен по информации,
предоставленной инспектором ИДН Осиповичского РОВД Ириной РУДЬКО.
Общество и алкоголь. Деградация в лицах №25 »